Навигация для сельхозмашин

Новые технологии появляются с увеличивающейся частотой. В системах вождения теперь применяются инерционные датчики, ультразвуковые локаторы, системы компьютерного видения, спутниковые системы позиционирования и т. д. Все эти высокие «чудеса техники» делаются с одной простой земной целью — обеспечить прохождение трактора с навесным агрегатом по полю так, чтобы каждая последующая полоса ложилась точно по краю предыдущей полосы, без пропусков и перекрытий. Исходя из этого, можно сформулировать основной постулат: хотите двигаться по пути к экономии — езжайте прямо!

В действительности, вы нигде не увидите идеального рисунка обработки поля. Обычно это получается следующим образом.

Какой бы ни был тракторист мастер-виртуоз, неизбежны огрехи. На первый взгляд — ничего страшного; и так сгодится, тут вильнул в сторону, пропустил немного, оставил участок незасеянной земли, но вовремя заметил, быстро выровнялся и, чтобы пропускать поменьше, решил, пусть лучше у меня загонка с загонкой немного перекрываться будет. В результате, там, где перекрываются ряды, будет всыпано вдвое больше семенного материала и удобрений. Возможно, от этого, местами, и урожай получится лучше, а вот где пропущено, там сорняки будут хорошо расти, давить соседние ростки, понижать сортность зерна при уборке. Поэтому пропуски часто приходится пересевать.

К чему приводит это «и так сгодится», можно показать на простейшем примере. Для расчета возьмем идеальное поле площадью 100 га в форме квадрата со стороной 1 км и засеем его пшеницей, используя современную широкозахватную сеялку шириной 18 м. Страхуясь от пропусков, тракторист будет перекрывать предыдущий ряд, гарантированно обеспечивая перерасход посевного материала и удобрений.

Зная нормы высева пшеницы и внесения удобрений, а также их закупочную цену, можно легко посчитать, сколько мы переплачиваем за неточности вождения. Небольшие, на первый взгляд, цифры перерасхода на каждой загонке приводят в маштабах хозяйства к весьма заметным суммам, подтверждающим рекламную фразу: «Системы параллельного вождения окупаются за один-два сезона». Не приводя общие формулы, представим в таблице результаты расчетов при различных величинах перекрытия соседних рядов. Любители арифметики смогут легко выполнить эти расчеты самостоятельно.

 Результаты расчетов при различных величинах перекрытия соседних рядов

Ширина перекрытия, м

Реальная ширина захвата, м

Площадь перекрытия 
на одном гоне, га

Кол-во гонов

Общая площадь перекрытия на поле, га

Перерасход 
на семена 
и удобрения, руб./га

0,2

17,8

0,02

56

 1,1

 19,7

0,4

17,6

0,04

57

 2,3

 39,8

0.6

17,4

0,06

57

 3,4

 60,3

0.8

17,2

0,08

58

 4,7

 81,4

1.0

17,0

0,1

59

 5,9

 102,9

Для расчетов приняты следующие данные:

  • норма высева пшеницы — 250 кг/га;
  • цена семенного зерна пшеницы — 5000 руб/т;
  • норма внесения удобрений — 100 кг/га;
  • цена удобрений — 5000 руб/т.

В итоге получилась простая зависимость: каждые 20 сантиметров перекрытия соседних рядов — это 20 рублей убытков на каждый гектар обрабатываемой площади только на одной операции — посевной.

Далее — еще проще. Пусть в вашем хозяйстве 5000 га обрабатываемой земли, и вы сумели при проведении сева сократить ширину перекрытия соседних рядов с 80 см (вполне реальная цифра!) до 20 см (что позволяют сделать практически все системы спутниковой навигации). В результате вы сэкономили 300000 (триста тысяч!) рублей.

Как же обеспечить требуемую траекторию движения трактора по полю? Существуют различные решения:

— полностью полагаться на мастерство и зоркий глаз тракториста;
— отправлять помощника бегать по полю и ставить вешки, на которые тракторист будет ориентироваться;
— метить ряды с помощью пенных маркеров;
— использовать для навигации глобальную спутниковую систему определения координат (GPS).

Что дает GPS-навигация?

  • Не требуются работы по предварительной разметке поля.
  • Не требуются дополнительные расходные материалы для маркирования рядов.
  • Максимально используется ширина агрегата, сводятся к минимуму перекрытия соседних рядов.
  • Исключаются пропуски между соседними рядами.
  • Увеличивается коэффициент загрузки техники (возможность работы ночью).
  • Обеспечивается возможность работы в условиях плохой видимости (пыль, туман).
  • Повышается комфортность работы, снижается утомляемость водителя.

Фрагменты космических снимков полей, обработанных с использованием систем спутниковой навигации

Варианты обработки полей с помощью систем навигации

Базовый режим — загонки, 
параллельные базовой прямой АВ

«Адаптивная кривая» — каждая последующая загонка повторяет предыдущую

«Идентичная кривая» — все последующие загонки повторяют начальную кривую АВ

Предварительная обработка 
разворотных зон по контуру (линия 1-2), 
с последующей обработкой поля загонками, параллельными базовой прямой 
(линия 3-4)

 

Джи-Пи-Эс Агро

г.Омск, ул 22 Партсъезда, 98в

8 (3812) 487720

8 903 981-1862

info@gpsagro.ru